?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, в предыдущей части разобрались с артефактами, оставшимися на территории моего родного райончега с довоенных времён. Теперь стоит перейти к послевоенным артефактам.

Сразу после войны, в рамках восстановления народного хозяйства и всякой прочей ботвы, а так же в связи с расширением завода ЗИС потребовались новые жилые площади, кои и усиленно начали возводить. В том числе и на территории моегой любимой Волхонки-ЗИС.

Для начала, я как обычно вывалю карту 1952 года



Так ,чтоб было проще разобраться:

Жёлтеньким проведены улицы, которых ещё нет - Болотниковская - горизонтально, и вертикально - 6-ая линия Варшавского шоссе.
Зелёными цифрами обозначены объекты, освещённые в предыдущем посте:

1. - Испанские дома (второй Варшавское ш. д. 60 достроен как раз после войны - в 1947)
2. - Школа №666
3, 4. - Детские сады.
5. - Филиал ДК ЗИЛ
6. - Памятник Ленину.
7. - Жилой дом посёлка Волхонка
8. - Круг трамвая (тогда - конечная)
9. - Станция ж/д Коломенская
11. - Место домик, где нынче я живу.
12. - Деревянные бараки на углу ул Фруктовой и Симферопольского бульвара.
13. - Барак возле трамвайного круга.
14. - Детский санаторий для детей работников ЗИЛа.


Чорными циферками и квадратиками обозначены здания и объекты, о которых нынче пойдёт речь.


15. - Образцовый рабочий посёлок
Построен был в 1947-48 годах и представлял собой замкнутый квартальчик из восьми стоящих квадратом домиков.


Планчик его. Надо учитывать ,что тут перевёрнуты север-юг. Юг - сверху. Там сейчас проходит Болотниковская улица.

 Сами домики были вот такие:







В самом конце 70-ых квартальчик обветшал и его снесли. На его месте возникла 12-этажка проекту 1605/12, а остальное пространство занял сквер:



И про сам квартальчик и его историю от очевидца:

[Нажмите, если интересно]На плане изображены 8 домов-корпусов под номером 6 по Болотниковской улице, в центре сквер. Дома не сохранились. Корпус 7 разрушили в 1977 году, остальные в 1978. Нумерация корпусов: (по плану) Верхний, самый левый (первый ряд) корпус 2, справа от него 3 корпус и так далее по кругу (по часовой). На третьем фото видно три корпуса 2, в центре фото 7 и справа 1-й. Надо сказать, что в 60-е годы дома стояли просто в лесу, в основном это были тополя и липы. В конце 60-х на месте белого квадрата (по плану) была построена высоко огороженная, большая, освящённая (на зимнее время, каждый год восстанавливалось освещение) площадка. Вокруг площадки много деревьев, по углам песочницы, качели, лавочки, столы (играли в основном в домино). Дома были огорожены железным забором (видно на фото) и там тоже росли деревья. Огороженные участки околодомные с внешней стороны были засажены садами, заборы там были нарощенные жильцами до двух с половинной метров (железные пруты крест накрест). В домах было по два подъезда по три квартиры на этаже, всего двенадцать квартир. Около каждого подъезда был вход в подвал, там он был разделён по отсекам (по квартирно) где хранили продукты на зиму (картошка, капуста, консервация). Квартиры первого этажа имели свой отдельный выход (на внешнею сторону, в свой огороженный сад). В квартирах жило от двух семей, только некоторые жители в 70-х годах имели отдельную квартиру.

Въездов во двор было четыре, два с воротами (на фото видно), два противоположных без ворот.
Дома были сходи, но всё таки отличались, над подъездами скажеи третьего корпуса были козырьки, а в седьмом нет. Не могу сказать точно, но и по составу стен по моему они тоже отличались, в основном использовался шлак, но где то был и другой материал. Перекрытия, лестница, крыша - деревянные. А сколько было голубей на чердаках?
Дома строили пленные немцы, мне кажется и планировка была немецкая, очень похожая по немецким хроникам (на вид). Такие дома в Москве сейчас сохранились на Руставели, в Загорье (Бирюлёво), но имеют некоторые отличия.

На плане дом в первом ряду последний (слева четвёртый) - это деревянный барак, его снесли наверное в середине 60-х, сейчас на этом месте два кирпичных восьми этажных дома. Ворота показанные на плане между этим домом и 4-м корпусом в 60-х уже не было, я их не помню.

От третьего дома во втором ряду остались только стены, это единственный сохранившийся дом (Симферопольский бульвар 8 кор. 6). В меж этажном перекрытии использовались железные балки.

Дом рядом с ним справа - деревянный, выселен был вероятней в 1976-1977 годах, а разрушен может на год позже, по-моему горел. Тогда при масовом выселении много домов горело, поджигали. Кроме тех домов, что показаны на плане все остальные были полностью были деревянные.

Четвёртый дом в третьем ряду, вероятно числился по 6-й линии улице, он не сохранился. Он изображён со двора на втором фото, за ним дом не вошедший на рисунке плана, тоже не сохранился. Те выходы, что видны на фото, были выходами, как я уже писал, в свои сады, а выходы из дома (подъезды) были с другой стороны.


В этом описании есть ошибки, но опустим. Например, чел считает, что домики, отмеченные у меня на карте под цифрами 16 и 17 - деревянные, что неверно. Перейдём к ним.

16. и 17. - Бывшие жилые дома ещё одного квартальчика, построенного после войны на пустыре. Как говорит предание - 201 серии, по проекту, если не врут, арх. С. А. Маслиха и Л. Ф. Яфа.

Дом под цифрой 16. на карте, по нынешнему адресу Фруктовая 7/1, с фасаду:


Да, после расселения в конце 70-ых отсюда жителей, здесь было организовано общежитие для водил, перегонявших новенькие ЗИЛы с заводу по месту назначения. Типа отсыпались ,получив новую машину, и с утра - в дорогу. И перед этим домиком всегда стояли новенькие, только что с конвейера ЗИЛы с квадратными такими формами - они только тогда пошли. И мы, проходя мимо них по утрам в школу 666 всё время пытались их облазить, открутить чо-нить блестящее. За что часто, понятно, получали по ушам.

Со двора:


Под цифроой 17. на карте обозначен дом Фруктовая 7/2. Вид с улицы, то есть с торца, так как дом повёрнут почему-то фасадом во двор школы 666:


Это снутри, из бывшего замкнутого двора:


Видны заложенные бывшие подъезды

Ну и с противоположного торца, от новой школы 653, построенной в 82 году на месте снесённого квартала бараков, от коих остались лишь 2 этих домика:


Ну, под номером 18. на карте ещё один домик бывшего посёлку, имеющий некое архитектурное своеобразие - домик по адресу Симферопольский д. 9 к. 4, притулился за рынком Москворецким:


Вместо 4-скатной крыши на него нахлобучили плоскую с техэтажом, впрочем он сохранился вполне. Разве что ещё арочные окна на прямоугольные перелицевали:




Только вот пожарная лестница ведёт не на крышу, а в никуда. Ну уж как переделали - так переделали, чо уж!

Больше интересных домиков самого посёлка от тех времён не осталось. 2 дома, под номерами 19 и 20 на карте перелицованны столькапитально, что почти и не узнаешь.

19. - Теперь это ЦСО "Нагорный". До 90-ых тут располагалась СЭС Советского району. Сюда граждане ходили подписывать справки о разрешении на получение абонемента в бассейн или выезде в пионэрлагерь. Мол, глистов, грибка и вшей нет:



Да, как-то в середине 90-ых СЭС арестовала фургончик с просроченным концентратом всяких соков. Фургончик загнали во двор СЭС и так оставили до разбирательства. Ну, химическим каким-то. Кто-то из пацанов узнал и мы устроили набег. Набрали по несколько коробок. А разводился он с водой 1 к 20, что ле. Вощем мы ещё год, если не больше им водку запивали. Дрянь была жуткая ,но лучше, чем шевелюрой товарища тогдашнюю ацетоновку занюхивать...

А запомнился мне этот случай тем ,что во время этого налёту простудился и заболел пневмонией, и месяц в больничке провалялся... Впрочем ,это другая история.

Теперь тут ЦСО:



А сюда иногда приходится засылать тёщиньку, когда местные инициативные товарищи мне жить начинают мешать. Вот из окошек 2 этажа им уже не раз приходилось эвакуироваться:






Вид на него от жонкиного дому:



Ладно, переходим к цифре 20. На том вот плане образцового посёлка я его отметил - Болотниковская 8/6. Сейчас здесь Управление жилым фондом ЮАО, чтоль. Тоже перекроили, как бог черепаху. Я не понимаю - зачем у всех старых домиков поменяли скатные крыши на плоские? Вот вид этого домика от места ,где раньше стоял образцовый рабочий посёлок:



С торца:



Переходим к номеру 21. Это уже не относится к самому посёлку "Волхонка-ЗИС" и стоит в стороне, но раз уж компилировать - так компилировать! Приятненькие такие трёхэтажечки у нынешней метро "Варшавская". Раньше это, должно быть, было компактное поселение железнодорожников, работавших на станции ж/д "Коломенская":



22. Ещё одно любопытственное здание. Бывшая школа. Нынче располагается практицки на территории любимой Наркологической больнички № 17. Непохожа на прочие типичные школы, что у нас в райончике тех лет. Какой-то конструктивизьм проглядывает:
Правда, как видно на этой карте 1952 года тут появилось школьное здание, сохраняющееся и поныне, непонятно в каком качестве.



Вид со дворов




А это - вид от трамвайного круга, с Симферопольского бульвара:





Колоритный подъездик с колоннами.

23. - Две сохранившиеся четырёхэтажечки по нечётной стороне Болотниковской, от располагавшихся тут, как видно по карте таких компактненьких квартальчиков. Практически все снесены, в начале 2000-ых, на их месте выросли всяки П-46М, пара башен турецкого пошиву, остались две, хоть их и сильно покорёжили при "ремонте". Одна - нынче в ней расположено Муниципальное собрание района "Нагорный", вторая - вот так выглядит:

24. - Еще один сохранившийся домик в глубине дворов. До недавнего времени в ней сидели судебные приставы ,но чё-то им тут непонравилось, и они съехали. Некоторое время домик пустовал, а теперь тут опять ремонт и погром. Доломают, изверги, бедный домик!


На этом, в целом, прогулку заканчиваем. Древности середины 20-ого века на этом у нас в райончике закончились. Дальше началось строительство конца 50-ых и до середины 60-ых, но это совсем другая история.

Всем спасибо, извините, до свидания.
promo moskva_bez_prik january 5, 20:03 35
Buy for 100 tokens
У меня тут вроде свободное время организовалось, да. Детёв с супружнецей отослал на мероприятия, бебяка праздничная кончилась, посему задумал я совершить давно задуманную экспедицию - пройти по бывшей дороге от деревни Зюзино до самого Узкогого, по древней дороге, которую ещё древние греки на своих…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
vovashka777
Nov. 1st, 2013 09:17 pm (UTC)
Про домик на 24 фотке
В этом домике теперь следственный комитет
livejournal
Jan. 16th, 2014 12:53 pm (UTC)
No title
Пользователь govorilkin сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] городам стоят по сю, много где пору. В Москве - такие же. Ну, типа моего любимого в Волхонке-ЗИС [...]
livejournal
Jan. 16th, 2014 02:34 pm (UTC)
Про отопление
Пользователь rustystalingrad сослался на вашу запись в записи «Про отопление» в контексте: [...] городам стоят по сю, много где пору. В Москве - такие же. Ну, типа моего любимого в Волхонке-ЗИС [...]
tau_kit
Dec. 23rd, 2014 07:04 pm (UTC)
дополнение к домикам 23 и 24
исторический момент
 photo bolotnik1-s_zps5619f0be.jpg
большая тут: http://i23.photobucket.com/albums/b391/TaKit/bolotnik1-m_zps01a0e08b.jpg (открывается в полный размер, только если нажать даунлоуд).
вид со стороны Болотниковской: так называемые топольки - скверики вокруг этих домов. но любимый скверик в детстве - с качелями - уже изничтожен. как раз строящимся домом.

найдено в личном архиве. хе-хе
год наверно 1999-2001. аччёртегознает!

+ ещё одна картинка
 photo bolotnik2s_zpsc9a92e8f.jpg
снегопад в сентябре, поэтому ничего не видно. годы те же.
brekhoff
Dec. 23rd, 2014 07:40 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
Хе-хе-хе! Я время сразу опознал по крану на заднем плане, на Ялтинской торчащему - это я тогда работал в конторе, сносили 515-ые пятиэтижки и лепили вместо них П-44... Наш кран! Конец 2000-ого это! :)))

Да, это одна из немногих фоток, где запечатлены снесённые 3-этажечки Болотниковской. Отличная фотка, где-нить потом использую :)))
tau_kit
Dec. 23rd, 2014 07:47 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
вот здораваа! а я тут мучаюсь, гадаю! :)) молодца! :) запишу в архиф.
это ты хочешь сказать, что лично ты изничтожил наш любимый магазин Игрушки и Диету вместе с ним?!
:))
brekhoff
Dec. 23rd, 2014 08:12 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
Нет, любимый магаз "Кругозор и "Диету" лично не трогал. :) Их, кажись, позже сносили. Мы шли по дальней части квартала, начиная с Симферопольского. У нас был основным объектом дом Симф 17-1 и ЦТП новая в глыбине квартала, за башнями 12-этажными II-18/12 Ялтинская 4-3 и 4-2. Кстати, в ЖСК-ашной башенке 4-3 я как-то с корешем подрядился подъезд покрасить (деньги нам задерживали, а кушать хотелось) и заодно по пьяной лавке покрасили машины кругом, пришлось убегать! Вот как раз рядом с краном видна башенка Ялтинская 4-2, а кран строит домик Ялтинская 6. Осенью 2000 как раз у него нуль начали возводить, и я как раз в ту контору попал, этот кран помню, а домик у меня на глазах лепили.
tau_kit
Dec. 23rd, 2014 08:24 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
ыхы-хы, моляры! :))
да, уж увидела, кран подальше, чем Диета-Кругозор.
а что такое нуль?

у меня ещё есть исторические фото постройки Болотниковская, 4-1, строился при мне, прыгали там по стройке детки :) и никаких заборов ведь!
(вот совершу набег на историческую родину и обубликую :)
brekhoff
Dec. 23rd, 2014 08:30 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
Нулями называют нулевой цикл строительства, всё, что ниже земли. Котлованы, фундаменты, подвалы, подземные этажи, техподполье, трассы подвода коммуникаций ну и т д. Вот как домик из-под земли вылез - начинается строительство домика. А до того - "нулевой цикл". Это если по простому.

А фотачке строительства - это было бы круто !
tau_kit
Dec. 23rd, 2014 09:12 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
ага, значит нуль я и застала, потому что скакали мы как раз по котловану-фунтаменту-подвалу. (ну до чего там было интересно в прятки играть! :)
brekhoff
Dec. 23rd, 2014 08:37 pm (UTC)
Re: дополнение к домикам 23 и 24
Да, я вот спецом глянул - Ялтинская 6 и прочие домики дальней части квартала и те, что у Симферопольского - 2000-2001 годы, при мне строили, а "Кругозор", "Сапожок" и дома выходящие на Чонгарский - это уже 2003 и даже 2004 год, так что пока не трогали их, стоят!
tau_kit
Dec. 23rd, 2014 09:09 pm (UTC)
ну ладно тогда, ваще сщастье! (повезло вам, сщитай! :))
Lidia Smirnova
Nov. 24th, 2015 10:09 am (UTC)
Насчет двух домов под номером 23 на карте 1952 г. Ниже в вашем тексте сфотографирован дом по адресу Болотниковская, 5. Дом стоит в створе существующего проезда от Фруктовой до Болотниковской (проезд обозначен желтым на карте 1952 г.). А на карте 1952 г. дом стоит правее - в створе "аллеи". Как быть?
И вопрос насчет этой липовой аллеи, которая идет вдоль Спецстроя (во дворе между Фруктовая 5к2 и 4к2), - это сохранившийся кусок той аллеи с плана 1952 г.? Сорри, если об этом уже написано, не успела еще все заметки с тегом "волхонка-зил" перечитать.
Да, спасибо за все эти "никому не интересные глупости".
livejournal
Jan. 19th, 2017 05:27 pm (UTC)
"Путин, верни рынду!" в историческом обозрении дре
Пользователь vi4kin77 сослался на вашу запись в своей записи «"Путин, верни рынду!" в историческом обозрении древностей Зюзина.» в контексте: [...] а Фруктовка - для обслуживающего сад персонала. Посёлочек стоял отдельно от Посёлка им. Сталина [...]
livejournal
Aug. 31st, 2017 09:07 am (UTC)
Про отопление. И индивидуальные котельные, так, кратен
Пользователь 0urob0ros сослался на вашу запись в своей записи «Про отопление. И индивидуальные котельные, так, кратенько, на бегу.» в контексте: [...] городам стоят по сю, много где пору. В Москве - такие же. Ну, типа моего любимого в Волхонке-ЗИС [...]
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

moskva_bez_prik
Москва без прикрас

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel